ШКОЛА АКТИВНОГО ГРАЖДАНИНА
ГОТОВИМСЯ К ОБСУЖДЕНИЮ: 24 ФЕВРАЛЯ 2022 ГОДА
Тема: «Гордость за Беларусь. На страже национальной безопасности и суверенитета» (о Вооруженных силах, Пограничной службе, Таможенной службе, МЧС).
Блок «Вооруженные силы Беларуси – гарант национальной безопасности страны».
Вопросы для обсуждения:
- Как вы считаете, почему в настоящее время в Республике Беларусь уделяется большое внимание вопросам обороноспособности? Почему мирной Беларуси необходимо поддерживать боеспособность армии?
- Какие факты свидетельствуют об усилении белорусского военно-научного и военно-образовательного комплекса в ходе реформирования армии?
- Какими достижениями в укреплении обороноспособности страны могут гордиться белорусы?
- В Вооруженных Силах Беларуси сформирован отдельный специализированный поисковый батальон. Какую миссию он выполняет? Расскажите, что вы знаете о его деятельности.
- Какую еще деятельность осуществляет армия в мирное время?
- Как вы считаете, почему военная служба во все времена была делом чести, школой мужества и самоотверженности? Почему служба в рядах Вооруженных Сил – это священный долг и почетная обязанность граждан Республики Беларусь?
Блок «Границы Беларуси под надежной защитой».
Вопросы для обсуждения:
- О чем свидетельствует тот факт, что Беларусь – одна из немногих стран, граница которой изображена на государственном гербе?
- Какими качествами должен обладать пограничник сегодня?
- Как вы считаете, какие функции выполняют контрольно-пропускные пункты? В чем заключается специфика работы таможенных органов?
- Прокомментируйте выражение «Надежная и эффективно функционирующая граница – один из определяющих факторов привлекательности Беларуси как транзитного государства»?
Блок «Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь: помощь рядом».
Вопросы для обсуждения:
- Как вы считаете, какие ситуации можно считать чрезвычайными?
- Как вы думаете, почему возникла потребность в создании МЧС?
- Какие подразделения включает в себя МЧС, какие основные задачи решает МЧС?
- Что, по вашему мнению, главное в работе спасателя?
- Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать спасатель?
- Случалось ли вам сталкиваться с работой МЧС? Если да, то расскажите, при каких обстоятельствах.
- Сегодня мы имеем немало примеров, когда учащиеся спасают малышей и своих сверстников, неравнодушные соседи или просто прохожие, не раздумывая, бросаются на помощь попавшим в беду. Знакомы ли вам такие люди? Если да, то расскажите о них.
- Если вы принимали участие в республиканских конкурсах «Безопасное детство», «Школа безопасности», «Спасатели глазами детей», республиканских и международных слетах юных спасателей-пожарных, поделитесь своими впечатлениями.
ТЭМАТЫКА ІНФАРМАЦЫЙНА-АДУКАЦЫЙНАГА ПРАЕКТА
«ШКОЛА АКТЫЎНАГА ГРАМАДЗЯНІНА» (ШАГ)
для VIII-XI класаў
у 2021/2022 навучальным годзе
№ п/п |
Дата правядзення |
Тэма адзінага дня інфарміравання |
1 |
23.09.2021 |
«Гонар за Беларусь. Адукацыя ў імя будучыні краіны » (аб дасягненнях на ўсіх узроўнях асноўнай адукацыі) |
2 |
28.10.2021 |
«Гонар за Беларусь. Здароўе кожнага з нас – галоўная каштоўнасць» (аб дасягненнях здравааховы, фармацэўтыкі) |
3 |
25.11.2021 |
«Гонар за Беларусь. Заўсёды на сувязі» (аб дасягненнях у галіне інфармацыйна-камунікацыйных тэхналогій) |
4 |
23.12.2021 |
«Гонар за Беларусь. На варце нацыянальнай бяспекі і суверэнітэту» (аб Узброеных сілах, Памежнай службы, Мытнай службы, МНС) |
5 |
27.01.2022 |
«Гонар за Беларусь. Свет міжканфесійны, свет міжнацыянальны» (аб прыярытэтах канфесійнай палітыкі Рэспублікі Беларусь) |
6 |
24.02.2022 |
«Гонар за Беларусь. Шлях да алімпійскіх вяршыняў» (аб дасягненнях у галіне спорту і турызму) |
7 |
24.03.2022 |
«Гонар за Беларусь. Чыстая асяроддзем» (аб захаванні біяразнастайнасці, дасягненнях у галіне захавання экалагічна чыстага навакольнага асяроддзя) |
8 |
28.04.2022 |
«Гонар за Беларусь. Вырашчана беларусамі» (аб развіцці сельскай гаспадаркі) |
9 |
26.05.2022 |
«Гонар за Беларусь. Выраблена беларусамі» (аб развіцці харчовай прамысловасці) |
Темы занятий по истории Великой Отечественной войны для IX классов
№ пп |
Дата проведения |
Тема |
|
02.09.2021 |
Международное сообщество накануне и в начале Второй мировой войны |
|
16.09.2021 |
Начало Второй мировой войны. |
|
07.10.2021 |
СССР и Беларусь накануне Великой Отечественной войны |
|
21.10.2021 |
Начало Великой Отечественной войны |
|
04.11.2021 |
Крах «молниеносной войны» |
|
18.11.2021 |
Оккупационный режим |
|
02.12.2021 |
Политика геноцида, грабежа и насилия |
|
16.12.2021 |
Антифашистское сопротивление на оккупированных территориях |
|
13.01.2022 |
Подпольная борьба |
|
20.01.2022 |
Боевая, диверсионная и агитационно-пропагандистская деятельность партизан и подпольщиков |
|
03.02.2022 |
Формы и методы борьбы подпольщиков |
|
17.02.2022 |
Деятельность Армии Крайовой (АК), Организации украинских националистов (ОУН) и Украинской повстанческой армии (УПА). Взаимоотношения и формы борьбы |
|
03.03.2022 |
Коренной перелом в Великой Отечественной войне |
|
17.03.2022 |
Освобождение Беларуси от германских захватчиков |
|
07.04.2022 |
Советский тыл в годы войны |
|
21.04.2022 |
Окончание Великой Отечественной и Второй мировой войн. Победа! |
|
05.05.2022 |
Итоги и уроки войны |
|
19.05.2022 |
Память о войне |
Рекомендации по реализации информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» в учреждениях общего среднего образования в 2021/2022 учебном году
В 2021/2022 учебном году в учреждениях общего среднего образования продолжится реализация информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» для V-VII, VIII-XI классов.
Целевые установки мероприятий проекта для учащихся V–VII классов определяются содержанием девяти тематических блоков, лежащих в основе гражданской компетентности: «Я» + «Я и Школа» + «Я и Семья» +«Я и Малая родина» + «Я и Закон» + «Я и Общество» + «Я и Природа» + «Я и Культура» + «Я и Планета» = «Я – активный гражданин Республики Беларусь».
Мероприятия проекта «ШАГ» для учащихся V–VII классов необходимо проводить один раз в месяц в рамках классного часа (четвертый классный час месяца). Тема и содержание классного часа определяется каждым классным руководителем для своего класса в рамках вышеуказанных тематических блоков. Форма проведения классного часа в рамках проекта «ШАГ» также выбирается классным руководителем самостоятельно с учетом возраста учащихся, особенностей и потребностей классного коллектива, сложившихся традиций, имеющихся ресурсов. Организаторами мероприятий проекта выступают классные руководители V–VII классов, координирует деятельность заместитель директора по воспитательной работе. По возможности на мероприятия проекта рекомендуется приглашать гостей, личный пример которых позволит визуализировать характеристики гражданской компетентности.
Ключевая идея реализации проекта «ШАГ» для VIII-XI классов в 2021/2022 учебном году – рассказать учащимся о важнейших достижениях Республики Беларусь за годы независимости с использованием результатов многолетних социологических исследований, характеризующих развитие различных сфер общественной жизни нашей страны. Данные исследования проведены Аналитическим центром ЕсооМ и стали основой проекта «Гордость за Беларусь», реализуемого совместно с газетой «СБ. Беларусь сегодня».
Материалы проекта нашли отражение в учебных изданиях «Гордость за Беларусь», которые выпущены в виде пособий для педагогов[1] и учебного наглядного пособия[2] (плакатов). Электронные версии данных учебных изданий размещены в свободном доступе на национальном образовательном портале (http://www.adu.by / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Организация воспитания). Мероприятия проекта «Школа активного гражданина» для учащихся VIII-XI классов будут проводиться каждый четвертый четверг месяца в соответствии с примерной тематикой (Приложение 1).
С целью воспитания чувства ответственности за будущее Родины, расширения и систематизации знаний учащихся о событиях Второй мировой и Великой Отечественной войн с 2021/2022 учебного года для учащихся IX класса в рамках проекта «ШАГ» рекомендуется организовать изучение истории Великой Отечественной войны с использованием разработанного учебно-методического комплекса (пособие «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)»[3], хрестоматии, атласа).
Мероприятия проекта «ШАГ» для IX классов по изучению истории Великой Отечественной войны проводятся два раза в месяц в рамках информационного часа (первый и третий четверг месяца); тематика занятий представлена в Приложении 2. Руководителю учреждения образования необходимо назначить ответственного (ответственных) за проведение мероприятий проекта для IX классов из числа учителей истории и обществоведения, предусмотрев оплату в рамках часов организационно-воспитательной работы.
Методические и информационные материалы для реализации проекта размещены на национальном образовательном портале (http://www.adu.by / Школа Активного Гражданина)
[1] Гордость за Беларусь : пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / С. Г. Мусиенко ; под ред. Д. А. Жука, М. В. Осипова. Минск : Адукацыя і выхаванне, 2020 (https://adu.by/images/2021/01/gordost-za-Belarus-posobie.pdf).
Гордость за Беларусь : пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / С. Г. Мусиенко ; под ред. Д. А. Жука, М. В. Осипова. Минск : Адукацыя і выхаванне, 2021. Часть 2 (с электронным приложением).
[2] Гордость за Беларусь : учебное наглядное пособие для учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / С. Г. Мусиенко. Минск : Адукацыя і выхаванне, 2020 (https://adu.by/images/2021/01/gordost-za-Belarus-plakaty.pdf)
[3] Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны) : пособие для учреждений общ. сред. образования c бел. и рус. языками обучения / А. А. Коваленя [и др.] ; под ред. А.А. Ковалени. – Минск : Изд. центр БГУ, 2020. (https://adu.by/images/2020/11/VOV-sovet-naroda-Kovalenya.pdf)